Что подарить

Что подарить

Что подарить

Охота

(Виолле-ле-Дюк Эжен Эмануэль)

Охота ( chasse ), это излюбленное занятие феодальной знати, будет рассматриваться только с точки зрения интереса к одежде, оружию, инвентарю и обычаям охотников.

http://s60.radikal.ru/i168/1001/cd/af9d3efc60c4.jpg

На многих христианских саркофагах раннего средневековья в подражание обычаю языческой империи, на передней стенке воспроизведены сцены охоты. Этот обычай сохранялся довольно долго, в основном — в южных и западных провинциях. Известно, какую страсть к охоте питали Меровинги: это было их излюбленным времяпрепровождением. Однако нет точных сведений об использовавшихся при этом одежде и оружии франкских вождей, как и о том, имелась ли особая форма одежды и оружия.
Что касается оружия, то Меровинги применяли дротики, рогатины (вид короткого и прочного копья) и луки.
Если говорить об охоте с использованием сетей, силков и изгородей, то возникновение ее в Галлии, как и в других покрытых лесом странах, можно отнести к древнейшим временам.

http://s51.radikal.ru/i134/1001/ca/f6ac531d074a.jpg

Псовая охота всегда была привилегией высших классов^ поскольку для ее проведения требуются лошади, конюхи, собаки и соответственно — снаряжение, что стоило очень дорого. Феодалы, присвоив себе право охоты, держались за него более, чем за что-либо, последние остатки этих привилегий исчезли только в конце XVII в.

http://s15.radikal.ru/i189/1001/b0/93ae15916b69.jpg

Охота с ловчими птицами, существовавшая среди мелкого провинциального дворянства еще при Людовике XV , хотя почти не была в обычае знатных вельмож, во Франции восходит к довольно отдаленным временам.
Этот вид охоты, очень популярный на Востоке, вероятно, появился во Франции в те времена, когда контакты Запада с Восточной Римской империей стали прочнее. В Германии такая охота известна с IV в.
Достоверные сцены этой охоты содержат памятники с XI в. На ковре из Байе Вильгельм и Гарольд —- верхом с птицами на руках.

http://s59.radikal.ru/i164/1001/05/06875a2c9d90.jpg

Самый старый из трактатов об охоте, написанный на французском языке — «Книга о короле Модусе и королеве Рацио» . Неизвестный автор трактата жил в начале 14в. Обширные сведения о разных видах охоты, которые приводит автор, доказывают, что с тех времен правила и обычаи в охотничьем деле не изменились или, вернее, — с тех пор все только приноравливались к этим обычаям и законам.

http://s48.radikal.ru/i120/1001/db/9fa8fc38fa37.jpg

Сначала об оружии и снаряжении для псовой охоты. Один из самых старых памятников средневековья, где представлены охотники, одетые на особый манер, — тимиан двери церкви Сен-Юрсен в Бурже, датируемый около 1140 г. На этом барельефе — конные и пешие ловчие травят оленя и кабана.
Пешие охотники и всадники одеты одинаково: на них котта, не доходящая до колен, с поясом, узкими рукавами и пелериной, застегнутой на шее. На одном из охотников — капюшон, остальные — с непокрытыми головами.
Виньетки XIII в. изображают вельмож на псовой охоте. Их одежда ничем не отличается от обычной, кроме капюшона на пелерине и рога, висящего на боку.

http://s57.radikal.ru/i156/1001/85/1cf45fecfbd3.jpg

Красивый рассказ об охоте того времени  есть в «Романе о Гарене Лотарингском». Этот рассказ представляет большой интерес, поскольку он знакомит со многими охотничьими обычаями и показывает, какое значение дворянство придавало этой привилегии.

Герцог Бег де Белен выступил рано утром в сопровождении свиты из дворян, одетых в охотничьи котты, высокие сапоги со шпорами, с охотничьими рогами на шеях и рогатинами в руках, со сворой из десяти собак.

Собаки быстро чувствуют зверя и рвутся вперед. Охотник обнаруживает следы кабана, который рыл землю рылом в поисках корней. Герцог подзывает своего псаря Брошара, чтобы тот спустил ищейку.
Перед тем как пустить собаку по следу, герцог ласкает ее, проводит рукой по бокам и ушам, «дабы одушевить». Ищейка берет след и приводит охотников к роднику меж вывороченных дубов. Здесь внезапно из своего логова выскакивает кабан, разворачивается и вспарывает ищейке живот одним ударом клыков.
Герцог Бег, который «и за тысячу марок золота не хотел бы потерять свою собаку», выступает вперед, подняв рогатину; но зверь убегает.

Более десяти рыцарей слезают с коней, чтобы измерить следы его копыт. Размеры зверя поражают.
Кабан выходит из леса, бежит по чистому полю добрых 15 лье (более 60 км),свора собак не дает ему передышки. К девятому часу дня пошел мелкий дождь. Почти все охотники возвращаются в Валансьен.
Только герцог все еще преследует зверя. Он прячет двух собак себе в плащ, чтобы они отдохнули, и ставит их на землю в перелеске, где кабан наконец остановился. Собаки нападают на него; свора, привлеченная лаем, окружает загнанного «черного зверя».
Могучими движениями он сбрасывает их на землю, грозя искалечить. Раздраженный, Бег кричит: «Ах, свинячий сын! Мало того, что ты оставил меня без моих людей...»
Герцог решительно приближается к вепрю с рогатиной на близкое расстояние — «буквально на дюйм (палец) от него, и правой рукой сердце ему поразил, сквозь его спину острие (лезвие) пропустив».
Герцог Бег и его псы в изнеможении падают рядом с тушей поверженного кабана.
Очнувшись, герцог увидел, что наступает ночь, а вокруг ни крепости, ни города, ни замка, ни деревни, ни одной живой души; рядом с ним только его конь Босан. Герцог видится, берет рог и дважды трубит, чтобы созвать своих людей. Но, говорит поэт: «Что возомнил ты, герцог? Это напрасно. Тех, кого ты зовешь, никогда больше не увидишь...»
Поняв, что ему придется ночевать в лесу, герцог разжигает костер.
Звук рога слышит лесник; он видит издалека герцога Бега, по не решается к нему приблизиться.
Какое на нем убранство! Шпоры из чистого золота, рог о девяти золотых кольцах на шее; в его руках — прекрасная рогатина, перед ним ржет и бьет копытом оземь его боевой конь!
Лесник бежит в замок графа Фромона, чтобы предупредить его. Тот сидит за столом; лесник не смеет к нему приблизиться и, обратившись к сенешалю, рассказывает, что видел в лесу. «Будьте любезны, сударь, — говорит он, — Дать мне добрых спутников; мессир получит рог из слоновой кости, а вы возьмете коня». Сенешаль отвечает: «Если ты говоришь правду, то получишь все, что тебе нужно!» Далее он вызывает шестерых своих стражников и говонорит им: «Идите с лесником, и если найдете человека, который совершил хоть какой-нибудь проступок, — убейте его; и это мой приказ,.— я отвечаю за все!» Посланные отправляются за лесником.

Герцог все это время сидел под осиной, закинув ногу на тушу кабана; рядом лежали собаки.

«Клянусь головой, — говорит один из спутников, — это один из тех разбойников, что браконьерят в лесу, охотясь на кабанов! Если он от нас уйдет, мы будем круглыми дураками». Они окружают герцога и кричат ему: «Эй, кто дал тебе право убить этого кабана? Этот лес принадлежит пятнадцати владельцам, и ни один не охотится без позволения других. А это сеньория Фромона Старого!»

После паузы,герцог пытается остановить обступивших его словами: «Но я был бы трусом, если бы уступил семи негодяям; прежде чем умереть, я дорого продам свою жизнь...»
В схватке герцог погибает («И негодяй стрелу стальную с тетивы, Прицелившись, 6 полет пустил. Стрела прямо цель поразила»)
Трое стражников бросаются на герцога, чтобы добить его; снимают с трупа одежду, хватают за узду коня и взваливают на него тушу кабана, лишь собаки не даются им в руки.

При чтении поэмы раскрывается много интересных фактов. Кроме подробностей, относящихся к охоте, видно, что леса тщательно охранялись и то, что сегодня называется браконьерством, сурово каралось. Права на охоту в одном и том же лесу могли принадлежать нескольким дворянам. Помимо лесников, охрана охотничьих угодий поручалась также пешим лучникам.

http://i038.radikal.ru/1001/a8/b6208e0023a6.jpg

На изображении один из следопытов. Он полностью одет в зеленое, кроме сапог на шнуровке.
Перевязь, на которой подвешен рог.Голова покрыта шапероном,конец которого завязан в форме тюрбана, чтобы не задевать за ветки. Следопыты для выслеживания одевались в зеленое, чтобы быть менее заметными, пробираясь через чащу.
Охотники каждого сеньора должны были носить особую одежду, нечто вроде униформы.

http://i054.radikal.ru/1001/70/92b810658f6c.jpg

В памятниках изобразительного искусства до XIV в. не встречается изображений охотников в специальной одежде. Но в XIV в. можно обнаружить некоторые материалы на эту тему. Прекрасным источником является «Книга об охоте» Гастона Феба, графа де Фуа (1331—1391), прозванного Фебом за светлые волосы.
Рукопись эта хранится в Национальной библиотеке Парижа и датируется последними годами правления Карла V (1364)

http://s57.radikal.ru/i155/1001/0a/e90c730e6cff.jpg

Для охоты на «черного зверя» уже использовался арбалет.
Охотничий арбалет не отличался от боевого, разве что был несколько легче.  Тетиву натягивали с помощью крюка, подвешенного на низком поясе. К поясу также крепились колчан для болтов ( trousse ) и меч.
Меч был необходим, когда раненый зверь (подранок) нападал на охотника.

http://s57.radikal.ru/i155/1001/cc/43f48b1cc6ff.jpg

Чтобы натянуть тетиву, охотник вставлял ступню в специальное железное стремя, закрепленное в передней части арбалетного ложа; цеплял тетиву за крюк, подвешенный к поясу; затем, придерживая крюк правой рукой, выпрямлял вложенную в стремя ногу, заводя таким образом тетиву в спусковой механизм арбалета.

http://s56.radikal.ru/i153/1001/b8/ea3ce2152991.jpg

Охотничьи рога могли издавать звук одной тональности, и роговые сигналы различались по длительности и чередованию коротких и длинных «слов».
Соединение нескольких «слов» тогда (в конце XIV в.) называлось « alenee ». Вот как, например, описывается в рукописи Гастона Феба «сигнал, о воде» ( cornure de Veau ):
А чтобы воду протрубить, То должно вам соединить, Взяв слово длинное одно, Короткие слова потом Четыре тесно положить И снова то же повторить.

Т. е. этот сигнал звучал как один длинный и четыре коротких звука (слова), серия эта повторялась два раза.

http://s40.radikal.ru/i088/1001/42/c4be25b50b5e.jpg

Благородные дамы не отказывали себе в следовании за охотниками. Но для них обычной была травля зайца, на крупных зверей они охотились редко. Излюбленным видом дамской охоты, была охота с ловчими птицами. Одежда, которую с XIV в. носили дамы во время псовой охоты, была очень закрытой.
Обычно женщины по-мужски сидели в седле, сильно согнув ноги из-за коротких стремян.
На пластине из слоновой кости (первая половина XIV в.) с рамки для зеркала из коллекции V . Маскелла представлена экипированная таким образом дама в сопровождении юноши, во время охоты на зайца.

http://s52.radikal.ru/i135/1001/34/65b2985c74b5.jpg

Дамы со всей страстью отдавались охоте с ловчими птицами, и, действительно, эта охота была одним из самых приятных занятий, какие можно вообразить. В «Книге о короле Модусе» подробно описываются и приемы такой охоты, и спюсобы выращивания и обучения птиц, и уход за ними.
Прежде всего приведены три условия, которым должен удовлетворять хороший охотник. «Первое — очень любить их (птиц), вторе — быть любимым ими, третье — чтобы охота была его настоящей страстью».

Сидящая верхом дама, которая держит ястреба без клобучка, готовым к полету, сделан по пластине из коллекции Соважо (Лувр), выполненной резьбой по слоновой кости (около 1360 г.)- Она в просторном сюрко, застегнутом спереди на пуговицы, с боковыми прорезями для рук; на голове — шаперон, отвернутый спереди наверх. Сюрко открыто спереди и сзади, чтобы удобнее было садиться в седло, т. к. видно, что эта дама, как и предыдущая, сидит на лошади по-мужски.

http://s61.radikal.ru/i173/1001/88/d97057d1a6c7.jpg

Реконструкция, сделанная по изображению с рамы зеркала из коллекции V . Снейда, датируемого началом XIV в. Мы видим молодого человека и даму на конной прогулке. Женщина поглаживает подбородок своего возлюбленного, который держит на руке ястреба. За ними — пеший паж, вооруженный рогатиной.
Наездница сидит в седле по-мужски, сильно подогнув ноги. Она одета в котту, полностью прикрывающую ноги. На голове поверх покрывала — фетровая шляпа, поля которой спереди переходят в козырек. Молодой человек — с непокрытой головой, в откинутом шапероне; волосы, длинные по бокам, удерживает обруч.
Седло под женщиной покрыто чепраком, ниспадающим ниже брюха лошади.

http://s49.radikal.ru/i125/1001/c1/bc083ec8b05d.jpg

Отредактировано иннета (2010-10-11 19:10:24)



Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима

Подарки на день рождения для отчима